Косулин Валерий Владимирович

Инженер Новосибирской междугородной телефонной станции

E-mail: walery@nmts.ru

Особенности эксплуатации,

методы содержания и диагностики

новых типов аккумуляторных батарей

 

 

Причины преобладающего использования свинцово-кислотных аккумуляторов

Технические характеристики современных негерметичных кислотных аккумуляторов

Герметичные аккумуляторы с рекомбинацией газа

Методы автоматизированного наблюдения и учёта ресурса аккумуляторных батарей

Рекомендации по применению аккумуляторных батарей

1. Причины преобладающего использования

свинцово-кислотных аккумуляторов

 

В настоящее время предпочтение отдаётся свинцово-кислотным аккумуляторам поскольку по сравнению со щелочными:

а) они обладают наибольшей по сравнению с другими типами аккумуляторов ёмкостью на единицу стоимости;

б) имеют большую отдачу по ёмкости и энергии.

До последнего времени область применения свинцово-кислотных аккумуляторов ограничивалась:

а) неработоспособность при рабочих температурах ниже 0 и выше 40OC;

б) негерметичностью из-за высокой текучести электролита и сильного газовыделения;

в) недопустимостью глубокого разряда, с полным отбором запасённой энергии (ЭДС на холостом ходу » 1.928В/элемент)

В настоящем обзоре будут рассмотрены лишь кислотные аккумуляторы, поскольку

во-первых благодаря современной технологии недостатки а), б) и кислотных аккумуляторов частично устранены;

во-вторых новейшие системы содержания и управления зарядом-разрядом аккумуляторов полностью исключают выход из строя аккумуляторов по причине глубокого разряда.

 

В начало

2. Технические характеристики

современных негерметичных

кислотных аккумуляторов

 

2.1 Особенности конструкции

Закрытые негерметичные аккумуляторы (ЗНА) выпускают в настоящее время ряд зарубежных фирм. Основные зарубежные представители рынка негерметичных аккумуляторов для электросвязи являются HAWKER (Chloride) inc., VARTA GmBH, HAGEN GmBH, YUASA-Exide inc., OLDHAM France.

Конструкция (ЗНА) (Sealed) предполагает технологию изготовления, сходную с открытыми аккумуляторами, но обеспечивающую пониженное испарение воды. Газы, выделяющиеся при заряде-разряде собираются в резервуаре над слоем электролита.

“Прозрачная” конструкция кислотных аккумуляторов практически едина для разных фирм-изготовителей. Все современные исследованные нами конструкции негерметичных аккумуляторов предполагают контроль состояния электролита и пластин. Для этих целей корпуса изготавливаются из прозрачного ударопрочного материала, а в верхней части имеется транспортная (заливная) пробка. В закрытом состоянии эта пробка обеспечивает газообмен внутренней полости аккумуляторного элемента с окружающей средой. После извлечения пробки обеспечивается доступ к поверхностному слою электролита и к верхним частям пластин.

Благодаря описанной конструкции возможно:

– визуально контролировать уровень электролита в каждом элементе батареи и его чистоту;

– определять сульфатацию торцов пластин;

– наблюдать “кипение” электролита при заряде;

– ареометром проверять плотность электролита;

– делать отбор электролита на лабораторный анализ.

Тем не менее не представляется возможным наблюдать сульфатацию и коробление внутренних пластин, сравнивать и измерять, делать анализ глубинных слоёв (ближе ко дну бака) электролита, хотя в технических описаниях указывается, что состав электролита, сульфатация и деформация пластин различны внутри объёма аккумуляторного элемента.

Все ЗНА можно условно разделить на два типа:

А) Конструкция с избыточным объёмом электролита обеспечивает запас на “выкипание”, так что долив электролита необходим примерно 1 раз в год.

Б) Конструкция с доливом воды аналогична закрытой конструкции, но предполагает в дополнение к описанному выше наличие резервуара с дистиллированной водой, снабжённого мерным клапаном. При понижении уровня электролита клапан открывается и происходит пополнение аккумуляторного бака. Плотность электролита при этом не регулируется, и, вследствие частичной летучести серной кислоты, происходит разбавление электролита.

Все современные негерметичные конструкции не рассчитаны на разборку и ремонт. Вскрытие возможно лишь путём нарушения целостности корпуса с опасностью последующего протекания.

2.2 Разрядные режимы, принятые для аккумуляторов

2.2.1 Нормальный разрядный режим представлен в основном таблицами зависимости отдаваемой ёмкости от тока разряда при заданном конечном напряжении. Некоторые фирмы публикуют семейства разрядных кривых, т.е. зависимости напряжения на элементе (батарее) от времени разряда для различных токов разряда. В основном эти кривые совпадают с соответствующими для отечественных кислотных аккумуляторов, описанными в литературе [Пионтковский Б.А...Шейкина Т.С...]. Этот режим характеризуется конечным напряжением разряда и разрядным током в долях от номинальной ёмкости C=IЧ t (Q=IЧ t). Номинальной ёмкостью согласно доступным нам данным фирмы-изготовители считают ёмкость, отдаваемую при 10-и часовом разряде С10. Таким образом, ток 10-часового разряда обозначается 0.1С10.

Важное замечание из анализа технических характеристик: конечное напряжение различно для различных типов аккумуляторов даже для 10-часового режима. Обычно оно меньше принятого в России для открытых аккумуляторов (1.8В/эл). Это значит, что конечное напряжение батареи из импортных аккумуляторов при отдаче ею всей ёмкости может быть меньше расчётного по отечественным нормативам. Например, при конечном напряжении 1.63В/эл (для OPz) конечное напряжение 24В батареи будет не 21В (при Uк=1.75В/эл) а 19.56В. Для компенсации разницы конечных напряжений батареи необходима установка дополнительного элемента, однако, тогда буферное напряжение должно быть увеличено на 2.2В. Из сказанного следует, что зарубежные аккумуляторы обеспечивают большую отдачу, но и имеют больший диапазон изменения напряжения.

2.2.2 Режим разряда при постоянной мощности в нагрузки характерен для питания аппаратуры со встроенными широтно-импульсными стабилизаторами, которые как известно потребляют от нагрузки постоянную мощность вне зависимости от входного напряжения. Этот режим в основном аналогичен приведённому в п 2.2.1, за исключением того, что ёмкость учитывается в ватт-часах, а не ампер-часах.

2.2.3 Стартерный режим, те ориентированный на запуск дизель-электрических станций. Режим характеризуется двумя интервалами времени – временем “отрыва” (порядка 5с) и временем “прокрутки” (около 30с), а также напряжениям на элементе, соответствующими концам этих интервалов. Алгоритм старта при этом выглядит следующим образом:

а) Ротор стартера заторможен в течении времени отрыва, ток батареи близок к току короткого замыкания, напряжение резко снижается примерно до 1В. Это напряжение считается конечным для времени отрыва. Если ротор не начинает вращаться, требуется пауза для завершения химических реакций и остывания аккумулятора.

б) Когда ротор начал вращаться (“прокрутка”), ток разряда падает, напряжение на аккумуляторе в первый момент несколько повышается, а затем начинает снижаться из-за отбора ёмкости. Если двигатель не выходит на режим в течении 30с, требуется пауза.

Изготовитель гарантирует число попыток запуска (до 5), конечные напряжения на описанных выше интервалах для каждого типа аккумулятора, предназначенного для стартерного режима.

2.3 Условия эксплуатации и содержания

ЗНА обладают большим гарантийным сроком службы, высокой отдачей. Эти свойства зачастую играют определяющую роль при оснащении вводимых в строй и реконструируемых систем электропитания.

2.3.1 Срок службы аккумуляторов снижается по следующим причинам:

– осыпанием активной массы пластин в так называемый шлам которое преодолевается при помощи ингибиторов (замедлителей коррозии), вводимых в активную массу положительных пластин.

– сульфатацией пластин при разряде (саморазряде) и длительном хранении, которая замедляется применением так называемого “плавающего заряда” (Float charge).

2.3.2 Содержание в режиме “плавающего заряда” признано единственным способом продления срока службы кислотных аккумуляторов, поскольку саморазряд обсуждаемых аккумуляторов составляет порядка 100-200мА на 100А-ч, в производственных условиях затруднительно измерение и стабилизация такого тока на фоне тока нагрузки. Кроме того зарядный выпрямитель, обеспечивает питание аппаратуры стабильным напряжением. Ток содержания косвенно стабилизируется за счёт стабилизации напряжения на определённом уровне. В отечественной литературе такой режим называется буферным. Отличие режима “плавающего заряда” от буферного режима состоит в том, что нормируется превышение напряжения выпрямителя над напряжением холостого хода батареи, а не полное напряжение. При этом потенциал выхода выпрямителя как бы “плавает” над потенциалом холостого хода батареи, сохраняя постоянным разность напряжений [ ].

Суть этого способа содержания в том, что для компенсации процессов саморазряда (и сопутствующей сульфатации) необходимо поддерживать разность потенциалов между пластинами на уровне 150мВ. В таком случае поляризация пластин создаёт условия для восстановительных процессов на пластинах. Поляризационная разность потенциалов между пластинами определяется следующим образом: , где I0– ток батареи, R0– внутреннее сопротивление элемента. Эта разность потенциалов добавляется к ЭДС холостого хода в режиме “плавающего заряда”. Например, при ЭДС аккумуляторов 2.06В (но может быть и другое значение 2.04...2.14В, в зависимости от плотности электролита), напряжение “плавающего заряда” будет равно 2.06+0.15= 2.21В/элемент. Повышение поляризационной разности потенциалов между пластинами, а следовательно и напряжения “плавающего заряда” не приводит к увеличению срока службы, а лишь к “выкипанию” электролита и разрушению пластин.

Из-за различия во внутренних сопротивлениях отдельных элементов, поляризационная разность потенциалов между пластинами различных элементов батареи различна. Для того, чтобы минимальное напряжение на “отстающем по напряжению” элементе батареи обеспечивало поляризационную разность потенциалов 150мВ, приходится увеличивать напряжение на батарее. Таким образом, напряжение на батарее в режиме плавающего заряда достаточно поддерживать на уровне (ЭДС+DjП)ґ N, где N– число элементов в батарее. Если напряжение выбрано больше приведённого выше значения, то элементы “опережающие по напряжению” имеют поляризационную разность потенциалов между пластинами более 150мВ.

Вследствие технологической разности во внутренних сопротивлениях элементов и повышенного напряжения “плавающего заряда” происходят два процесса, приводящие , в конечном итоге, к выходу из строя элементов батареи:

– “температурный разбег” напряжений на элементах;

– выкипание воды из элементов, “опережающих по напряжению”.

“Температурный разбег” напряжений на элементах состоит в том, что внутреннее сопротивление элемента имеет отрицательный температурный коэффициент. Батарея, находящаяся под напряжением, выше необходимого для компенсации саморазряда выделяет излишнюю энергию в тепло. Следствием тепловыделения является нагрев элементов и уменьшение внутреннего сопротивления элементов. Уменьшение внутреннего сопротивления элементов при стабильном напряжении на батарее приводит к повышению выделяемой на них мощности и нагреву. В свою очередь, повышение температуры на 10O аккумулятора снижает срок его службы вдвое.

Таким образом, повышенному буферному напряжению сопутствуют два процесса:

– увеличение разброса параметров элементов батареи;

– выкипание воды из электролита и осыпание в шлам пластин.

Пониженному буферному напряжению сопутствует сульфатация пластин.

 

Выкипание воды из элементов сопровождается потерей ёмкости. Известно, что потеря 10% воды приводит к выходу из строя элемента по снижению ёмкости до 80% от номинальной. Некоторые фирмы для компенсации потери воды изготавливают аккумуляторы с избыточным объемом электролита.

Поскольку возможна компенсация выкипания воды, напряжение “плавающего заряда” для негерметичных аккумуляторов выбирается на пороге кипения электролита, величина его достаточна для компенсации саморазряда самого “отстающего” элемента батареи.

 

2.4 Восстановление “отставших” элементов

Самым простым способом является долив воды и выравнивание концентрации электролита.

Более сложный способ (как правило, он является дополнением к первому) установка выравнивателей напряжения, рис. 2.5.1. Способ состоит в том, что параллельно каждому элементу батареи или только тем у которых наибольшее напряжение устанавливается нелинейный балласт. Выравнивание напряжения происходит за счет ограничения напряжения (параллельным параметрическим стабилизатором) на элементах на уровне необходимого “плавающего” (2.21В). Поскольку напряжение на батарее стабильно, то уменьшение напряжения на нескольких элементах приводит к пропорциональному увеличению напряжения на остальных.

Те элементы, которые не поддаются восстановлению без отключения от батареи, отключаются от неё, и восстанавливаются специальным зарядно-тренировочным устройством. Такое устройство производит автоматически циклы заряд-разряд и контролирует исправность и фактическую ёмкость элемента.
В начало

3. Герметичные аккумуляторы

с рекомбинацией газа

 

Наличие отмеченных выше недостатков “классических” аккумуляторов привело к созданию герметичных с рекомбинацией газа (ГРГ) аккумуляторов с регулированием газовыделения и которые в зарубежной литературе получили название VRLA (Valve Regulated Lead Acid). В настоящее время, благодаря новым техническим решениям, ГРГ-аккумуляторы обладают бу льшей энергией на единицу массы, по сравнению с открытыми (рис 3.1).

3.1 Конструкция

В отличие от негерметичных ГРГ-аккумуляторы изготавливаются из непрозрачной пластмассы. На верхней крышке расположены выходные клеммы и регулирующий клапан (Valve). Часто регулирующий клапан скрыт декоративно-защитной панелью и обнаружить его трудно. Регулирующий клапан имеет принципиальное отличие от пробки негерметичного аккумулятора, хотя в некоторых моделях выглядит как заливная пробка негерметичных аккумуляторов. Отличие состоит в том, что заполнение объема герметичного аккумулятора электролитом происходит без верхней крышки, после чего верхняя крышка припаивается или приклеивается.

Следует отметить, что замена и пополнение электролита в ГРГ аккумуляторах невозможны, равно как и контроль плотности электролита и сульфатации пластин. В этом смысле ГРГ аккумуляторы неремонтопригодны.

Регулирующий клапан осуществляет одностороннее пропускание газов из бака аккумулятора наружу, но препятствует проникновению газообразных и иных примесей внутрь бака. Избыточное давление, создаваемое внутри бака регулируется клапаном и способствует протеканию процессов рекомбинации газа. Кроме того, клапан выполняет защитную функцию – предохраняет бак от разрушения повышенным внутренним давлением при закипании электролита.

Аккумуляторы ГРГ различаются способом абсорбции (связывания) электролита и газов. Из анализа технических описаний герметичных аккумуляторов таких фирм как YUASA, CHLORIDE, VARTA, HAGEN, OLDHAM France, выделено два типа связывания электролита:

А) Пропитка электролитом стекловолоконного сепаратора (СВС) сернокислотным электролитом. Капиллярная структура сепаратора предотвращает вытекание электролита. По такому принципу строятся аккумуляторы типа ГРГ-СВС фирм OLDHAM France, YUASA и CHLORIDE.

Б) Электролит с желеобразным силиконом (ГРГ-Гель) нетекучей, вязкой консистенции. Сепаратор в этом случае изготавливается аналогично “классическим” аккумуляторам. По такому принципу строятся аккумуляторы VARTA и HAGEN.

Стекловолоконный сепаратор СВС плотно прилегает к пластинам и препятствует их осыпанию, выполняя роль “опалубки” для активной массы. Желеобразный электролит используется совместно с “классическими” сепараторами, поэтому процессы осыпания пластин в желейных (гельных) аккумуляторах более интенсивны. Технологически желе-технология более дешева, однако технические характеристики аккумуляторов различаются. Ниже на рисунке приведены зависимости количества циклов заряд-разряд для обоих типов аккумуляторов.

 

3.2 Химические реакции ГРГ аккумуляторов описываются типичными циклами окисления свинца серной кислотой при разряде и восстановления свинца и оксида свинца при заряде. Химические процессы рекомбинации газа создаются благодаря накоплению и диффузии кислорода в пористом сепараторе или желеобразном электролите. При этом около 95% кислорода реакций не выделяется в окружающую среду а проникает через сепаратор от отрицательной пластины к положительной образуя на ней оксид свинца. Оставшиеся примерно 5% участвуют в окислительных реакциях отрицательной пластины.

За счёт повышенной плотности электролита ГРГ-аккумуляторов в них удаётся сохранять больше энергии на единицу объёма. Но высокая концентрация кислоты приводит к ускоренной коррозии пластин. Компромисс между удельной ёмкостью и сроком службы найден при плотности электролита около 1.3 кг на литр (дм2).

Если герметичность бака нарушается, и внешний воздух проникает внутрь бака, коррозия отрицательной пластины усиливается за счёт кислорода воздуха.

Повышенное, по сравнению с атмосферным, давление внутри бака, регулируемое клапаном, способствует активизации химических реакций. Но повышенное давление усиливает коррозию пластин. Существует оптимальное давление внутри бака, при котором ежегодная потеря ёмкости за счёт коррозии равна потере ёмкости за счёт выкипания электролита (высушивания).

Коррозия пластин уменьшается применением сплавных пластин, причем различных сплавов для положительной и отрицательной. Зависимость процента коррозии пластин (по площади) от срока службы приведена на рис. для различных типов сплавов пластин (спл.).

3.3 Условия эксплуатации ГРГ-аккумуляторов. Все связные аккумуляторы этого типа разработаны для содержания в режиме “плавающего заряда”.

3.3.1 Величина напряжения “плавающего заряда”. Вследствие высокой вязкости электролита, как показали опыты с измерительным электродом, поляризация положительной и отрицательной пластин ГРГ относительно электролита различна. Обычно разность потенциалов между электролитом и отрицательной пластиной примерно на 100мВ меньше, чем между электролитом и положительной пластиной. Низкая поляризация отрицательной пластины обуславливается рекомбинацией кислорода у её поверхности, в открытых аккумуляторах такого не наблюдается из-за всплывания пузырьков кислорода при заряде. Вследствие этого для компенсации саморазряда необходимо повышение напряжения “плавающего заряда” до величины, достаточной для поляризации отрицательной пластины. Кроме того ЭДС у ГРГ-аккумуляторов выше, чем у открытых, за счет более высокой концентрации серной кислоты в электролите (1.3 кг/л) – примерно 2.14 В и она зависит от степени заряженности. В результате напряжение “плавающего заряда” равно ЭДС + напряжение поляризации = 2.14+ 0.14 = 2.28В/элемент. Динамика заряда приведена на рис.

3.3.2 Стабильность напряжения. ГРГ аккумуляторы требуют строгой стабильности (порядка 1%) напряжения “плавающего заряда”, поскольку рекомбинация газа наиболее эффективна при малом газовыделении. При большом газовыделении избыток не рекомбинировашего газа сбрасывается через клапан (Valve).

3.3.3 Температурная компенсация напряжения “плавающего заряда”

Как отмечалось в 2.3.3, внутреннее сопротивление аккумулятора имеет отрицательный температурный коэффициент, следовательно при понижении температуры поляризация пластин будет уменьшаться. При недостаточной поляризации аккумулятор саморазряжается и идёт сульфатация пластин.

Понижение напряжения “плавающего заряда”, как и понижение температуры ведут к саморазряду. Саморазряд приводит уменьшению гарантированного времени разряда до конечного напряжения. Сульфатация уменьшает эффективную площадь пластин и максимальную фактическую ёмкость.

Повышение напряжения “плавающего заряда”, как и повышение температуры ведут к потере воды и осыпанию пластин – старению аккумулятора.

Изменение температуры и зарядного напряжения, к одинаково влияют на долговечность аккумуляторов. Повышение любого из параметров ведёт к потере воды, понижение – к сульфатации.

Как старение, так и сульфатация приводят в конечном счёте к выходу из строя аккумулятора по критерию снижения фактической ёмкости ниже 80% от номинальной.

Существует оптимальное с точки зрения ресурса и долговечности напряжение “плавающего заряда” для каждого значения температуры батареи. Тем не менее, относительное изменение температуры менее существенно сказывается на ресурсе батареи, чем относительное изменение напряжения. В некоторой степени возможно за счёт увеличения напряжения “плавающего заряда” скомпенсировать уменьшение температуры и наоборот, уменьшением напряжения скомпенсировать её повышение.

Важно отметить, что термокомпенсация напряжения заряда для ГРГ батарей служит единственным способом добиться компромисса между сульфатацией и потерей воды, поскольку компенсация этой потери невозможна.

Важное замечание: Все доступные для рассмотрения нами технические условия эксплуатации СВС аккумуляторов различных фирм требуют термокомпенсации напряжения “плавающего заряда”. Исключение составляет фирма YUASA, батареи которой не требуют термокомпенсации в диапазоне температур +5ј +35OC, но требуют её при более высоких и низких температурах (гарантийный срок эксплуатации такой батареи – 5 лет).

В настоящее время фирмы-изготовители источников питания, такие, как YUASA, SIEMENS, ABB, TeleNokia, ITALTEL, Epicsson Nikola Tesla, выпускают выпрямители поддерживающие режим термокомпенсации “плавающего заряда”. Отечественных выпрямителей такого класса в настоящее время нет. На рисунке 3.3 приведена типичная зависимость напряжения “плавающего заряда” от температуры, поддерживаемая указанными выше выпрямителями.

3.3.4 Конечное напряжение разряда ГРГ-аккумуляторов может быть ниже, чем у открытых, благодаря лучшей диффузии активных веществ. Кроме того, эти аккумуляторы допускают разряд при низких температурах (рис.), хотя отдают при этом меньшую ёмкость.

3.3.5 Организационно-технические мероприятия. Наряду с электрическими требованиями, фирмы-изготовители предписывают следующие мероприятия:

ежемесячный внешний осмотр элементов с проверкой исправности регулирующего клапана и корпуса;

– ежемесячный поэлементный контроль напряжения на восьми элементах батареи с регистрацией в аппаратном журнале.

– ежегодный тест на сохранение ёмкости, включающий номинальный заряд, паузу 1 час, разряд током 8А в течении часа, контроль ЭДС.

 

В начало

4. Методы автоматизированного

наблюдения и учёта ресурса

аккумуляторных батарей

 

4.1 Тестирование аккумуляторных элементов и батарей

4.1.1 Тестирование по разрядно-зарядному циклу проводится в соответствии с техническими нормами на проверку исправности и соответствия номинальной ёмкости. Главное отличие – полная автоматизация процесса.

Существует следующее способы автотестирования:

а) Разряд на штатную активную (нетехнологическую) нагрузку с отключением от выпрямителя, с последующим штатным зарядом от выпрямителя в комплекте с батареей;

б) Разряд на технологическую нагрузку с отключением выпрямителя, обеспечивающего режим “плавающего заряда”; при таком способе должны быть соблюдены несколько условий:

– отсутствие аварийного состояния в течении времени полного заряда батареи (примерно 24часа) для гарантии полной ёмкости в батарее;

– примерное равенство тока технологической нагрузки номинальному току разряда батарей;

в) Циклирование разряда-заряда автоматизированным тестером при выведении батареи из технологии и использовании специализированного зарядно-разрядного устройства.

4.1.2 Тестирование по внутренним параметрам батареи проводится с подключением специального стационарного или переносного тестера рис. 4.1. При этом измеряются:

– внутреннее сопротивление по постоянному и переменному току;

– фарадеевская ёмкость элемента (ячейки);

– напряжение на элементе;

– ток элемента (батареи).

По измеренным параметрам алгоритмически, с помощью микро-ЭВМ определяются следующие технические характеристики батареи (элемента):

– фактическая ёмкость в ампер-часах;

– процент сульфатации;

– остаточный ресурс (во временном измерении или в циклах заряд-разряд).

Данный способ обеспечивает высокую точность и достоверность измерения. Недостатки, присущие этому способу ограничивают область его применения:

– необходимость введения специальных измерительных элементов в технологические цепи;

– необходимость использования тест-сигналов, подводимых к шинам батареи, которые влияют на качество напряжения питания аппаратуры;

– требуется высокая квалификация обслуживающего персонала при проведении подключений;

– высокая цена устройства.

 

4.1.3 Тестирование на форсированном температурном цикле проводится в лабораторных условиях с отдельными элементами, принимаемыми на эксплуатацию. Как сказано выше, высокая температура усиливает коррозионные процессы, выкипание воды. Таким образом, при повышенной температуре воздуха можно имитировать ускоренное старение элементов для прогнозирования срока их службы в нормальных условиях.

4.2 Прогнозирование резервного времени разряда и фактически оставшейся ёмкости

4.2.1 Контроль заряженности по напряжению на батарее наиболее прост и базируется на том, что для однотипных свинцовых аккумуляторов каждому значению разрядного тока и остаточной ёмкости соответствует определённое напряжение. При фиксированном токе нагрузки измеритель ёмкости (предсказатель резервного времени разряда) состоит из линейки компараторов, настроенных на напряжения, соответствующие определённой степени разряженности аккумулятора. Например 1.98В – 100%, 1.95В – 80%, 1.9В –50%…1.75В–0%. При различных токах вводится коррекция по конкретной величине тока.

Данный способ обладает большой погрешностью, поскольку:

– не использует предысторию аккумулятора;

– контролирует малые разности напряжений на фоне шумов нагрузки аккумулятора; это свойство частично исправляется за счет усреднения (интегрирования) разностного сигнала.

4.2.2 Контроль заряженности при помощи импульсного разряда допустим в пределах требований к качеству напряжения аккумулятора. Метод основывается на увеличении внутреннего сопротивления аккумулятора в процессе разряда. Суть метода такова: параллельно нагрузке подключается схема, состоящая из последовательно включенных мощного электронного ключа с сопротивлением, много меньше сопротивления нагрузки. Через определённые интервалы времени через ключ пропускают серию коротких импульсов рис.4.2. Энергия аккумулятора, расходуемая на эти импульсы незначительна. Тестирование проводится автоматически программно-логическим устройством по глубине провала напряжения во время импульса.

При этом, в аккумуляторной батарее, где один или несколько элементов частично потеряли ёмкость, в основном эти элементы будут определять результаты тестирования.

 

4.2.3 Учет полученного и отданного батареей количества электричества предполагает использование так называемых счётчиков ампер-часов. Поскольку отдача батареи в ампер-часах не равна 100%, и зависит от времени эксплуатации, необходимо постоянно учитывать поправку, связывающую фактическую ёмкость в батарее (которую она способна отдать в нагрузку), полученное и отданное ею количество ампер-часов. Кроме того, известна зависимость фактической емкости от температуры батареи. В результате, при помощи этого метода можно измерять и прогнозировать емкость с точностью ± 5%. При изменении отдачи батареи (старение) точность может сильно ухудшится. Отдача также зависит от разрядного тока, что требует соответствующей коррекции показаний счётчика.

В ОНИЛ-1 СибГУТИ сконструированы несколько таких устройств. Последняя модель могла учитывать вручную вводимые поправки на отдачу батареи, автоматически учитывала влияние температуры и разрядного тока на ёмкость батареи. Конструктивно устройство представлено в виде законченного блока – элемента системы электропитания. Схемное решение базируется на применении однокристальной микро-ЭВМ серии К1816.

4.2.4 Комбинированный метод получает наибольшее распространение в настоящее время, поскольку сочетает в себе в той или иной мере все прежде описанные методы.

Тестирование проводится с использованием высокопроизводительной вычислительной техники, статистических и эмпирических зависимостей. Ряд зарубежных фирм предлагает подобные устройства в качестве отдельных и встраиваемых компонентов систем гарантированного питания.

В зарубежной литературе представлено несколько комбинированных систем контроля состояния батареи, одна из них изображена на рисунке.

Типичная диагностическая система (Battery Diagnostic System) состоит из измерительно-коммутационного блока (1), вычислительного блока (персональ-ный компьютер 486DX4x100) (2) и печатающего устройства. Измерительно-ком-мутационный блок содержит измерительные аналого-цифровые преобразователи, аварийные выключатели нагрузки батареи, интерфейс на базе однокристальной микро-ЭВМ и светодиодную сигнализацию – “BDS-исправно”, “Разряд батареи”, “Авария батареи”, “Критическая остаточная ёмкость”. Такая система позволяет накапливать и анализировать информацию о состоянии батареи (нескольких батарей) и выводить её в удобном виде.

 

4.3 Поэлементный контроль состояния батареи

Необходимость контроля вытекает из свойств элементов батареи к “разбегу” по напряжению. Только на основании поэлементного контроля можно судить о “здоровье” батареи в целом, поскольку в разрядном цикле отказ любого из элементов ведёт к отказу батареи. Как было отмечено выше, стабильность напряжения на зажимах батареи не гарантирует равномерного распределения напряжения между элементами. Точное поддержание напряжения “плавающего заряда” лишь в некоторой мере стабилизирует процессы “разбега“ напряжений элементов.

В настоящее время предлагаются системы контроля и содержания аккумуляторных батарей особо надёжных систем с поэлементным контролем. Такой подход позволяет заблаговременно позаботиться о восстановлении ненадёжных элементов, не дожидаясь их явного отказа.

В начало

5. Рекомендации по применению

аккумуляторных батарей

В качестве рекомендаций для отечественного потребителя рекомендуется модернизация отечественных телекоммуникационных систем электропитания по следующим направлениям. Направления приведены по мере значимости.

5.1 Контроль недопустимого разряда и превышения напряжения. Наиболее необходимая функция системы электропитания с аккумуляторной батареей. Система контроля должна сочетаться с системой аварийного отключения нагрузки при глубоком разряде, местной и дистанционной (удалённой) сигнализацией.

5.2.1 Повышение стабильности напряжения выпрямителей до ± 1%. В настоящее время отечественные выпрямители обеспечивают суммарную временную, температурную и нагрузочную (по току нагрузки) стабильность не лучше ± 1%. Положение усугубляется тем, что выпрямители отечественные выпрямители стабилизируют напряжение непосредственно на своём выходе. Влияние токораспределительной сети сказывается на стабильности напряжения.

5.2.2 Температурная компенсация напряжения “плавающего заряда”. Данное направление необходимо при переходе на ГРГ аккумуляторы. Без модернизации в этом направлении отечественного выпрямительного оборудования, срок службы ГРГ будет значительно ниже (примерно на 50%), по сравнению с заявленным фирмой-изготовителем. Кроме того, претензии на выход из строя батареи в режиме содержания без термокомпенсации фирмами-изготовителями не принимаются.

Пункты 5.2.1 и 5.2.2 могут быть выполнены при разработке дополнительного устройства, включаемого в цепь обратной связи серийного выпрямителя. Предлагаемое устройство должно находиться в непосредственной близости от батареи, контролировать окружающую температуру батареи, возможно температуру корпусов элементов, а также напряжение непосредственно на зажимах батареи.

Поскольку для правильного содержания батареи необходимо соблюдение среднего значения “плавающего напряжения”, устройство может обладать невысоким быстродействием, интегрируя флуктуации напряжения выпрямителя. Таким образом, устройство не должно влиять на динамику выпрямителя, а лишь статически (квазистатически) корректировать по цепи основной обратной связи выходное напряжение выпрямителя.

5.3 Учет и прогнозирование ёмкости и ресурса аккумуляторов

Разработка этого направления необходима:

– для более гибкого управления током нагрузки в режиме отключения основного источника (вплоть до отключения неприоритетных потребителей с предварительным их оповещением);

– для анализа и сопоставления резервного времени разряда батареи фактическим током с предполагаемым временем восстановления аварийной ситуации.

– для автоматического учёта фактически полученной и отданной батареей ёмкости с целью принятия решения о её работоспособности и оставшемся ресурсе.

5.4 Выравнивание напряжений на элементах при зараяде-разряде и поэлементный контроль напряжения.

В начало

Hosted by uCoz